Андерс Цорн: в чём уникальность живописца?

«Цорн — какой-то баловень судьбы, которого природа наделила всем, о чем только может мечтать художник». И. Грабарь

Осенью 1897 года в Петербурге открылась одна из первых крупных выставок зарубежных художников в России — выставка скандинавской живописи конца XIX века. Это важное событие в культурной жизни столицы сопровождалось приездом на открытие экспозиции прославленного шведского живописца и графика Андерса Цорна.

Цорна в России знали задолго до посещения им Петербурга и Москвы. Его произведения, появившиеся на международных художественных выставках Парижа, Лондона, Мюнхена и Берлина в конце 1880-х годов, сразу же привлекли в себе внимание. В них русские мастера открыли редкое сочетание неподдельной естественности образов, созданных будто на едином дыхании, с точностью тщательно отработанного профессионального приема.

В конце XIX века живопись Скандинавии находилась на подъеме. Игорь Грабарь писал, например, о берлинской выставке 1896 года: «Северяне — шведы, норвежцы, датчане — сильнее всех. Они выдвинулись совсем недавно и успели не только заставить заговорить о себе весь художественный мир, но и вытеснить других, занять первенствующее место».

Центром берлинской выставки бесспорно являлся Цорн. Это был один из лучших знатоков формы, сумевший соединить с ней блестящий колорит. Между Цорном и русской художественной интеллигенцией установились творческие связи. Его парижскую мастерскую посещали организатор выставки скандинавского искусства в русской столице С. Дягилев, известный меценат С. Мамонтов, художник К. Коровин и другие. В России Цорна ждали с нетерпением и те, кто был знаком с ним лично, и те, кто судил о нем лишь по восторженным рассказам современников, будораживших воображение молодежи. Шумный успех его произведений на выставке, показательные сеансы в России, наглядно продемонстрировавшие виртуозное владение кистью, блеск его всемирной известности — все это привлекало к гостю всеобщее внимание.

В России его ждали яркие и интересные встречи с деятелями русской культуры. Но особенно сильное впечатление на Цорна произвело знакомство с П. Третьяковым и его знаменитым собранием живописи.

Цорн особенно любил работать на публике. Во время одного из показательных сеансов был написан портрет Саввы Мамонтова. Присутствующие художники вспоминали: «Цорн писал портрет какой-то огромной кистью, всего лишь тремя красками: черной желтой и белой».

Когда Мамонтов спросил Цорна, почему он не сделал на его пиджаке ни одной пуговицы, тот гордо бросил: «Я не портной, а художник». Эффектная фраза знаменитого «мэтра» всем очень импонировала и стала довольно известной в среде художников.

Размашистое письмо Цорна оставляло на вязкой живописной поверхности мощные и длинные, словно борозды, мазки. Он представлялся современникам чародеем, обладавшим редкой способностью в 1−2 сеанса создать сложный портрет без предварительных эскизов. Стремительное письмо Цорна привлекло внимание Б. Кустодиева, К. Сомова, Ф. Малявина, В. Серова. Их работы 1890−1900-х годов написаны широкими мазками в характерной гамме, основанной на серых, черных и буро-коричневых тонах.

Интерес художников к мастерству А. Цорна в 90-е годы XIX века не случаен. В это время на смену остросоциальной живописи передвижников приходят произведения, в которых преобладает иной взгляд на мир. Возрастает роль живописной формы: цвета, фактуры. В поисках нового слова в искусстве художники изучают классическое наследие, современный опыт зарубежных мастеров.

Кажущаяся внешняя легкость манеры Цорна сложилась в результате кропотливой работы серьезной школы в области рисунка и живописи. Большое значение сыграло 8-летнее пребывание в Париже. Шведский художник приехал во Францию в 1888 году, когда страсти, вызванные выступлением импрессионистов, участников Салона Отверженных, уже улеглись, и можно было трезво оценить достижения направления.

Выбрав мотив, Цорн изображал его в разнообразных техниках — сначала в офорте и акварели, а затем в масле. Работая над офортом, художник расставлял основные акценты, предельно сгущая штриховку в тени и оставляя почти нетронутой поверхность листа на участках освещения.

Это далеко не случайно. Свою деятельность после окончания Стокгольмской академии художеств Цорн начал как график. Увлечение акварелью связано с ранним лондонским периодом творчества. Постепенно появился интерес к искусству офорта, которым Цорн активно занимался в Англии в 1882 году по руководством шведского графика А. Хейга.

У Цорна своеобразная техника письма. Его офорты отличаются живописностью светотени. Острые росчерки штрихов, свободно покрывающие лист косыми лучами, как бы перекликаются с размашистой манерой Цорна-живописца. Его рисунки и картины не знают единой плавной линии. Изображение возникает из множества дробящихся штрихов, которые сгущаются в темных пятнах тени и рассеиваются в тончайших тональных переходах, обнажая белое поле листа. Оно то вспыхивает и рассыпается множеством бликов («В омнибусе»), то мерцает таинственным свечением уличного фонаря («Ночной эффект»), то растекается лавиной солнечного света, растворяющего контуры изображенных фигур («Дети»).

При ближайшем и внимательном рассмотрении произведений Цорна становится понятна цель его динамичной штриховки. Штриховка, которой мастерски владел Цорн, соответствовала его стремлению передать изображаемый мотив в динамике. Колкие штрихи, пересекающиеся под острыми углами в офорте «В омнибусе», словно призваны передать дребезжащий звук движущегося по мощеной дороге транспорта. Напротив, в портрете Розитты Маури штрихи делаются разреженными — и образное звучание произведения становится иным. Кисть Цорна как бы едва касается поверхности, покрывая ее тонкой сеткой косых росчерков, сквозь которую проступает смеющееся лицо молодой девушки. В графическом листе «Вальс» мелкие линии сливаются в динамичный вихревой поток.

В офортах импрессионистический дар Цорна нашел более полное воплощение, чем в живописных произведениях. При повторении офортных мотивов в технике масляной живописи изображение становилось уравновешеннее, и ощущение трепетной пульсации исчезало.

Графику мастера в России знали хорошо, многие его листы были приобретены петербургскими и московскими коллекционерами. Некоторые работы, и среди них офорт «Ночной эффект», были Цорном подарены К. Коровину в знак дружбы. В ответ на это Коровин преподнес ему несколько своих пейзажей, хранящихся ныне в художественном музее Цорна в городе Мора.

Автор статьи: неизвестный | Дата публикации: 00:58 25.03.2017 Comedaily.Ru




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Можно ли ребенка избаловать вниманием?

Можно ли ребенка избаловать вниманием?


«Сыну 1,2 г. Он капризничает почти всё то время, когда я не с ним. Всячески привлекает внимание. Он такой с самого первого дня. Постоянно плачет, кричит или просто канючит, если я пыт...


Рерайтинг

Рерайтинг


Человеку, который решил заняться интернет-бизнесом, рано или поздно придётся встретиться с такими понятиями как копирайтинг и рерайтинг. Копирайтинг представляет собой создание каких-либо прикладных т...


Преобразователь частоты

Преобразователь частоты


Преобразователь частоты (автоматический регулятор частоты или инвертор) — это устройство, преобразующее входное напряжение 220 В/380 В частотой 50 Гц, в выходное импульсное на...


Пленница. Побег или неволя. Часть 11

Пленница. Побег или неволя. Часть 11


Ухудшающееся состояние Руслана не скрылось от внимания его семьи. Разговорить его не получалось, и жена обманом отвела его к психотерапевту. Разговор со специалистом помог, и хотя тот не произнес ниче...


Как правильно подобрать оборудование для производства самогона

Как правильно подобрать оборудование для прои...


Раньше, когда бытовых дистилляторов было не найти в продаже, любителям домашнего алкоголя приходилось собирать эти приборы своими силами. Сегодня легко найти большое число предложений от разных произ...


Сны нежной девочки

Сны нежной девочки


     Первый сон     Иногда мне снятся потрясающие сны. Слегка откинувшись на диване, я медленно ласкаю свою девичью грудь, затем моя рука спускается п...


Самое интересное

Все об автокреслах для детей

Детские автокресла впервые появились в 1963г. Первую модель сделал шведский профессор Бертиль Альдман. Поначалу детские автокресла фиксировались в машине на переднем сиденье спинкой вперед. Это было с...

Вкусные рецепты: Пунш с апельсином и лимоном, Штру

Пунш с апельсином и лимономС апельсинов и лимонов выжать сок . Сок накрыть и дать настояться 2 -3 часа Как только сок настоялся завариваем чай . Чай процедить через мелкое сито и залить в сок ,добавит...

Спорить или не спорить, если вас обвиняют в превыш

Гаишник останавливает автомобиль и заявляет, что вами была превышена скорость. Момент не из приятных, если учесть, что какой же русский не любит вкусно поесть и быстро прокатиться. Тем более, если нед...

Рерайтинг

Человеку, который решил заняться интернет-бизнесом, рано или поздно придётся встретиться с такими понятиями как копирайтинг и рерайтинг. Копирайтинг представляет собой создание каких-либо прикладных т...

Преформы и ПЭТ бутылки: чем стоит купить тару из п

Пластиковая тара повсюду используется в многочисленных отраслях производства, выполняя функцию транспортировки и хранения изделий. Для изготовителя выгодно и целесообразно применение бутылок ПЭТ для г...

Создание веб сайтов

Возможно ли существование бизнеса без рекламы? После прочтения данной статьи Вы с уверенностью сможете ответить на этот вопрос. Вспомните, сколько рабочего времени отбирают однотипные разговоры по те...

О кондиционерах Mitsubishi Electric

Достоинства кондиционеров Mitsubishi Electric можно разделить на две категории. Первые скрыты под корпусом и не видны с первого взгляда. Например, высочайшая надежность, обусловленная особой технологи...

Заказать запонки: 4 рекомендации по подбору модног

Мало кто знает, что первые мужские запонки появились, когда была эпоха Ренессанса. Только тогда они представляли собой 2 стеклянные пуговицы, которые были соединены через прорези в манжетах цепочкой. ...

Заказ значков. Отличная промоакция фирмы.

Предназначенные для рекламы методики на сегодняшний день совершенствуются очень быстрыми темпами. Данному помогает и экономический кризис. Оттого что чем меньшая сумма денег у фирмы, тем ценнее для не...

Заработок на блогах

Сегодня ведение  блога является одним из самых популярных занятий в Интернете. Для большинства -  это просто любимое хобби. А ведь блоги –  еще и отличный способ заработка в Интернете.   Только предст...

О информационном портале:

Наш портал является ресурсом, который включает в себя обширный список познавательных и отличных статей. Каждый гость отыщет для себя что-нибудь полезное. Современный дизайн позволяет вам моментально находить нужную информацию. Самые разнообразные тематические статьи дают возможность вам совершенствоваться в той или иной сфере. Быть более начитанным и грамотным. Современный дизайн сайта позволяет просматривать статьи на всех существующих планшетах. Теперь отыскать нужную информацию стало совершенно просто.

Мы собрали для вас информативные и интересные статьи. У нас сайте вы найдете ответы на интересующие вас вопросы. Простая система поиска позволяет вам в кратчайшие сроки отыскать нужную информацию. Адаптированный дизайн позволяет вам просматривать информацию на абсолютно любых гаджетах. Отныне, поиск требуемой информации будет занимать у вас секунды.