По каким маршрутам ленд-лизовские грузы доставлялись в Советский Союз?

Путей переброски важного и необходимого не только армии, оборонным заводам, но и тылу Советского Союза ленд-лиза было несколько.

Один из них, благодаря книге Валентина Пикуля «Реквием каравану PQ-17», знают многие. Северный маршрут, по которому шли океанические конвои, был одним из самых коротких. Загрузившись в американских Бостоне, Нью-Йорке или канадском Галифаксе суда, охраняемые ВМС США, Канады и Великобритании конвоями, в ордере которых было до 60 судов, шли в Англию. Там часть судов становилась под разгрузку, а остальные продолжали свой путь до Исландии.

Чтобы в Рейкьявике можно было сформировать новые караваны, по 15−45 судов в каждом. Вот они уже шли в северные порты Советского Союза — Мурманск, Архангельск или Молотовск (Северодвинск). Весь путь от восточного побережья США до пунктов назначения на нашей территории занимал около или чуть более 2-х недель. Всё зависело от того, как быстро караван сформируется в Рейкьявике. Но этот маршрут был и самым опасным.

До лета 1942 года почти 15% важных и столь необходимых стране грузов вместо разгрузочных терминалов Мурманска или Архангельска оказывались на дне Атлантики… За все военные годы немецким подводникам и летчикам Люфтваффе удалось потопить 17 военных кораблей ВМС Великобритании и 115 транспортов, из которых 38 были нашими. Общие потери составили 4861 человек. Около 1500 советских моряков так и не вернулись в родные порты.

Самым длинным маршрутом поставки ленд-лиза был транс-иранский. Только морская составляющая, когда суда из портов восточного побережья США через Южную Атлантику, огибая Африку, шли в Иранские порты, составляла 75 суток. А груз ещё надо было перебросить с юга страны на север, чтобы там уже перегрузить на суда Каспийской военной флотилии.

Кроме серьёзной протяжённости маршрута и длительных сроков переброски по нему грузов, на транс-иранском направлении существовали и иные сложности. Такие, как политическая нестабильность. В начальный период войны в правящих кругах Ирана были очень сильны прогерманские настроения. И для того, чтобы обеспечить безопасность грузов и гарантировать их доставку именно туда, где они были нужны, в августе 1941 года, разделив сферы влияния, СССР и Великобритания оккупировали страну. Советской зоной ответственности стал север Ирана, английской — его юг.

Правда, это ещё не всё. На начальном этапе его использования, маршрут мог обеспечить ежемесячную переброску по нему не более 10 тыс. тонн. В Иране просто не было современных транспортных коммуникаций. Подразделения английской армии под руководством своих инженеров и с привлечением местного населения, которое было задействовано на выполнении земляных работ, безотлагательно занялись реконструкцией железной дороги от Персидского залива до Тегерана. Ими же была построена автомобильная дорога с твёрдым покрытием на север страны.

Кроме того, англичане полностью провели реконструкцию порта Бендер-Шахпур. Ещё один — Хорремшахр, с чистого листа построили американцы. Рядом с портами быстрыми темпами были возведены два завода по сборке грузовиков, а в Абадане — налажено производство по сборке самолётов «Дуглас».

Благодаря всему этому, поставки ленд-лизовских грузов по транс-иранскому маршруту к октябрю 1942 года удалось увеличить втрое. А к маю следующего, 1943-го, выйти на уровень 100 тыс. тонн ежемесячно. Но… Практически весь 42-й год северная часть Каспия была досягаема для немецкой бомбардировочной авиации.

В общем, и у северного (атлантического), и у транс-иранского маршрутов были проблемы. Скорее всего, именно поэтому они и не стали основными. Трудно сравнивать листовую сталь с тушенкой, а автомобили с высокооктановым топливом, но если взять весовые единицы перевозимых грузов…

Так называемые англо-американские «длинные тонны», каждая из которых равна 1016 обычным, европейским килограммам. Тогда можно точно подсчитать, что конвои Северной Атлантики приняли на борт в портах погрузки 3,946 млн. дл. т. А через Персидский залив и Иран в СССР было поставлено 4,16 млн. дл. т. Или 22,6 и 23,8% от общего количества ленд-лизовских грузов.

Основным транспортным маршрутом, по которому шли военные поставки, был дальневосточный. На него приходится 8,244 млн. дл. т или 47,1% суммарного весового количества всего ленд-лиза.

Путь от тихоокеанских портов западного побережья США до Петропавловска-Камчатского, Николаевска-на-Амуре или Владивостока занимал от 18 до 20 суток. Да, дольше, чем через Атлантику. Но — значительно короче, чем транс-иранский. Правда, нельзя сказать, чтобы на дальневосточном маршруте не было своих проблем или он был полностью безопасным.

Катастрофически не хватало судов. Тем более, что 7 декабря 1941 г. японцы напали на Перл-Харбор. Началась война на Тихом океане. Не желая провоцировать Японию, советское правительство отказалось от участия в тихоокеанских перевозках кораблей под американским торговым флагом.

И здесь, как обычно, — не было бы счастья… В конце 1942 года союзники официально отказались ставить тихоходные советские пароходы в ордера атлантических конвоев. У них было достаточно своих сварных крупнотоннажных судов типа «Эмпайр» и «Либерти», чтобы формировать караваны только из кораблей, имеющих примерно одинаковые скоростные характеристики и маневренные возможности. Потому зимой 1942−43 гг. почти два десятка судов — все, способные работать в дальнем каботаже — через Атлантику и Панамский канал были переброшены с Северного и Мурманского пароходств на Тихий океан.

С 1942 года на условиях ленд-лиза в Дальневосточное пароходство стали поступать старые, капитально отремонтированные американские суда. С января 1943 года и новые, только что спущенные со стапелей сухогрузы «Либерти», и танкеры. Для обеспечения перевозок на тихоокеанском маршруте США передали советской стороне 150 гражданских судов. Да и нам, с учётом переброшенных с Севера, удалось задействовать ещё около сотни своих.

Не только нехватка судов… Были на тихоокеанском маршруте и другие проблемы. И потери тоже были. Тонули суда, гибли люди. 9 судов Наркомата Морского флота СССР были раздавлены льдами, подорвались на минах, затонули или были выброшены на скалы во время шторма, 14 — уничтожены в ходе боевых действий.

И что самое обидное… Из семи судов, потопленных подводными лодками, только одно — «Микоян» — было торпедировано японской ПЛ «1−162». Остальные шесть, как это выяснилось уже после войны, когда стороны рассекретили свои архивные документы, — американскими подводниками. 240 советских моряков погибло в Тихом океане и прилегающих к нему морях.

Кроме этих, трёх основных, был ещё ленд-лизовский транспортный маршрут. Самый короткий, и, как поначалу казалось, самый безопасный. Практически полностью проходивший по внутренним морям Советского Союза. Перед открытием навигации 1942 года начальник Главсевморпути, Иван Папанин, направил в Государственный комитет обороны специальную докладную записку, которой информировал руководителей страны о том, что этот транспортный маршрут задействован всего на треть от его возможностей.

По мнению известного и авторитетного полярника прибрежные моря Северного Ледовитого океана можно значительно более активно использовать как для каботажных, так и международных перевозок. Так появился ещё один ленд-лизовский маршрут — арктический.

И вот по нему — отдельно. Он из тех самых золотников, что дороги, несмотря на свою малость…

Автор статьи: неизвестный | Дата публикации: 00:57 25.03.2017 Comedaily.Ru




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Возможность заказа на сайте высоковольтного оборудования для всей России

Возможность заказа на сайте высоковольтного о...


Вам необходимо купить энергетическое оборудование или электротехнические устройства, сочетающие в себе великолепное качество, демократичную цену и высокую степень надежности? Теперь это сделать весьма...


Механический инжектор его ремонт и обслуживание для автомобилей Ауди 80 и 100.

Механический инжектор его ремонт и обслуживан...


Ремонт механического инжектора автомобилей Ауди (Audi) 80 и 100 производится не во многих специализированных автосервисах, так как все операции, проводимые с ним - это тяжелая и кропотливая работа. Ус...


Выбор аккумулятора

Выбор аккумулятора


При выборе аккумулятора многие считают, что чем больше его емкость, тем лучше. Это могло бы быть так, если бы генератор Вашего автомобиля смог обеспечить достаточный заряд аккумуляторной батареи. Если...


Открытие обновлённого мемориала памяти состоялось в Екатеринбурге

Открытие обновлённого мемориала памяти состоя...


25 сентября после реконструкции открылся монументальный мемориальный комплекс «Воинам и труженикам» в микрорайоне Компрессорный города Екатеринбурга. Это одно из первых мероприятий в городе по подгото...


УЗИ и беременность. Всегда ли верить?

УЗИ и беременность. Всегда ли верить?


Сегодня моя подруга родила классного, здоровенького мальчугана, у которого всё в норме, что очень удивительно после того шока, который она испытала на очередном приёме у врача-УЗИста… Тогда, п...


Ремонт стиральных машин zanussi. Надежная работа электротехники.

Ремонт стиральных машин zanussi. Надежная раб...


Теперешний дом нереально вообразить себе в отсутствие бытовой электротехники. Это и посудомоечные машины, и стиральные машинки, и утюги, и телевизоры. И всяческая бытовая электротехника может иметь ос...


Познавательное

Как выбрать домен и доменное имя?

После выбора хостинга следует придумать вашему сайту доменное имя. Доменное имя — это набор символов (как правило, на английском языке), которые вводит посетитель того или иного ресурса в а...

Посетитель целевой, случайный прохожий

 Сначала поясню, о чем пойдет речь в данной статье. Ниже речь пойдет о том, каким должен быть сайт, рассчитанный на целевого посетителя, а не на случайного прохожего, который зайдет на сайт всего...

Как правильно выбрать морозильный ларь ?

При выборе ларя следует обращать особое внимание на температурный режим. Если температура в камере выше -18 °С - это низкотемпературный ларь, предназначенный только для хранения уже замороженной п...

Пушкин отпахал

Получаем мало, работаем ещё хуже… По статистике Только честно: вы работаете хорошо? Вкалываете или делаете вид? А курить – здоровью вредить пробовали? Как дышится? Между прочим, всезнайки-ученые подс...

Технические возможности кондиционера fujitsu

ПРОСТОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ - Поддон конденсата легко снимается для промывки без снятия блока со стены. Отвод конденсата возможен с каждой из сторон. Долговременный воздушный фильтр снимается одним движением...

Как выбрать холодильник

Современные модели холодильников отличаются от своих предшественников не только внешним видом, но и новыми современными материалами, а также набором функций, позволяющих долгое время хранить самые раз...

Декор стен

Далеко не все знают, что первым в истории декоративным покрытием стен стала венецианская штукатурка, появившаяся в Древнем Риме. При обработке мрамора (который в ту пору был основным строительным мате...

Правила выбора нижнего белья

Правила выбора нижнего белья 1. У вас должен быть хотя бы один комплект шикарного нижнего белья. Примерьте и купите себе такой комплект,который вы до этого не решались себе позволить. Красиво...

Как купить автомобиль и не быть обманутым?

Известная фраза «автомобиль не роскошь, а средство передвижения» в недавнем прошлом большинством советских граждан воспринималась с определенной долей юмора и скептицизма. При тех зарплата...

Выбор кофемашины

Комбинированные кофе-машины.Комбинированные кофе-машины рекомендованы для тонких знатоков кофейных напитков и любителей экспериментировать. Комбинированная кофе-машина объединяет в одном корпусе кофем...

О портале:

Наш портал является ресурсом, который включает в себя обширный список познавательных и отличных статей. Каждый гость отыщет для себя что-нибудь полезное. Современный дизайн позволяет вам моментально находить нужную информацию. Самые разнообразные тематические статьи дают возможность вам совершенствоваться в той или иной сфере. Быть более начитанным и грамотным. Современный дизайн сайта позволяет просматривать статьи на всех существующих планшетах. Теперь отыскать нужную информацию стало совершенно просто.

Мы собрали для вас информативные и интересные статьи. У нас сайте вы найдете ответы на интересующие вас вопросы. Простая система поиска позволяет вам в кратчайшие сроки отыскать нужную информацию. Адаптированный дизайн позволяет вам просматривать информацию на абсолютно любых гаджетах. Отныне, поиск требуемой информации будет занимать у вас секунды.