По каким маршрутам ленд-лизовские грузы доставлялись в Советский Союз?

Путей переброски важного и необходимого не только армии, оборонным заводам, но и тылу Советского Союза ленд-лиза было несколько.

Один из них, благодаря книге Валентина Пикуля «Реквием каравану PQ-17», знают многие. Северный маршрут, по которому шли океанические конвои, был одним из самых коротких. Загрузившись в американских Бостоне, Нью-Йорке или канадском Галифаксе суда, охраняемые ВМС США, Канады и Великобритании конвоями, в ордере которых было до 60 судов, шли в Англию. Там часть судов становилась под разгрузку, а остальные продолжали свой путь до Исландии.

Чтобы в Рейкьявике можно было сформировать новые караваны, по 15−45 судов в каждом. Вот они уже шли в северные порты Советского Союза — Мурманск, Архангельск или Молотовск (Северодвинск). Весь путь от восточного побережья США до пунктов назначения на нашей территории занимал около или чуть более 2-х недель. Всё зависело от того, как быстро караван сформируется в Рейкьявике. Но этот маршрут был и самым опасным.

До лета 1942 года почти 15% важных и столь необходимых стране грузов вместо разгрузочных терминалов Мурманска или Архангельска оказывались на дне Атлантики… За все военные годы немецким подводникам и летчикам Люфтваффе удалось потопить 17 военных кораблей ВМС Великобритании и 115 транспортов, из которых 38 были нашими. Общие потери составили 4861 человек. Около 1500 советских моряков так и не вернулись в родные порты.

Самым длинным маршрутом поставки ленд-лиза был транс-иранский. Только морская составляющая, когда суда из портов восточного побережья США через Южную Атлантику, огибая Африку, шли в Иранские порты, составляла 75 суток. А груз ещё надо было перебросить с юга страны на север, чтобы там уже перегрузить на суда Каспийской военной флотилии.

Кроме серьёзной протяжённости маршрута и длительных сроков переброски по нему грузов, на транс-иранском направлении существовали и иные сложности. Такие, как политическая нестабильность. В начальный период войны в правящих кругах Ирана были очень сильны прогерманские настроения. И для того, чтобы обеспечить безопасность грузов и гарантировать их доставку именно туда, где они были нужны, в августе 1941 года, разделив сферы влияния, СССР и Великобритания оккупировали страну. Советской зоной ответственности стал север Ирана, английской — его юг.

Правда, это ещё не всё. На начальном этапе его использования, маршрут мог обеспечить ежемесячную переброску по нему не более 10 тыс. тонн. В Иране просто не было современных транспортных коммуникаций. Подразделения английской армии под руководством своих инженеров и с привлечением местного населения, которое было задействовано на выполнении земляных работ, безотлагательно занялись реконструкцией железной дороги от Персидского залива до Тегерана. Ими же была построена автомобильная дорога с твёрдым покрытием на север страны.

Кроме того, англичане полностью провели реконструкцию порта Бендер-Шахпур. Ещё один — Хорремшахр, с чистого листа построили американцы. Рядом с портами быстрыми темпами были возведены два завода по сборке грузовиков, а в Абадане — налажено производство по сборке самолётов «Дуглас».

Благодаря всему этому, поставки ленд-лизовских грузов по транс-иранскому маршруту к октябрю 1942 года удалось увеличить втрое. А к маю следующего, 1943-го, выйти на уровень 100 тыс. тонн ежемесячно. Но… Практически весь 42-й год северная часть Каспия была досягаема для немецкой бомбардировочной авиации.

В общем, и у северного (атлантического), и у транс-иранского маршрутов были проблемы. Скорее всего, именно поэтому они и не стали основными. Трудно сравнивать листовую сталь с тушенкой, а автомобили с высокооктановым топливом, но если взять весовые единицы перевозимых грузов…

Так называемые англо-американские «длинные тонны», каждая из которых равна 1016 обычным, европейским килограммам. Тогда можно точно подсчитать, что конвои Северной Атлантики приняли на борт в портах погрузки 3,946 млн. дл. т. А через Персидский залив и Иран в СССР было поставлено 4,16 млн. дл. т. Или 22,6 и 23,8% от общего количества ленд-лизовских грузов.

Основным транспортным маршрутом, по которому шли военные поставки, был дальневосточный. На него приходится 8,244 млн. дл. т или 47,1% суммарного весового количества всего ленд-лиза.

Путь от тихоокеанских портов западного побережья США до Петропавловска-Камчатского, Николаевска-на-Амуре или Владивостока занимал от 18 до 20 суток. Да, дольше, чем через Атлантику. Но — значительно короче, чем транс-иранский. Правда, нельзя сказать, чтобы на дальневосточном маршруте не было своих проблем или он был полностью безопасным.

Катастрофически не хватало судов. Тем более, что 7 декабря 1941 г. японцы напали на Перл-Харбор. Началась война на Тихом океане. Не желая провоцировать Японию, советское правительство отказалось от участия в тихоокеанских перевозках кораблей под американским торговым флагом.

И здесь, как обычно, — не было бы счастья… В конце 1942 года союзники официально отказались ставить тихоходные советские пароходы в ордера атлантических конвоев. У них было достаточно своих сварных крупнотоннажных судов типа «Эмпайр» и «Либерти», чтобы формировать караваны только из кораблей, имеющих примерно одинаковые скоростные характеристики и маневренные возможности. Потому зимой 1942−43 гг. почти два десятка судов — все, способные работать в дальнем каботаже — через Атлантику и Панамский канал были переброшены с Северного и Мурманского пароходств на Тихий океан.

С 1942 года на условиях ленд-лиза в Дальневосточное пароходство стали поступать старые, капитально отремонтированные американские суда. С января 1943 года и новые, только что спущенные со стапелей сухогрузы «Либерти», и танкеры. Для обеспечения перевозок на тихоокеанском маршруте США передали советской стороне 150 гражданских судов. Да и нам, с учётом переброшенных с Севера, удалось задействовать ещё около сотни своих.

Не только нехватка судов… Были на тихоокеанском маршруте и другие проблемы. И потери тоже были. Тонули суда, гибли люди. 9 судов Наркомата Морского флота СССР были раздавлены льдами, подорвались на минах, затонули или были выброшены на скалы во время шторма, 14 — уничтожены в ходе боевых действий.

И что самое обидное… Из семи судов, потопленных подводными лодками, только одно — «Микоян» — было торпедировано японской ПЛ «1−162». Остальные шесть, как это выяснилось уже после войны, когда стороны рассекретили свои архивные документы, — американскими подводниками. 240 советских моряков погибло в Тихом океане и прилегающих к нему морях.

Кроме этих, трёх основных, был ещё ленд-лизовский транспортный маршрут. Самый короткий, и, как поначалу казалось, самый безопасный. Практически полностью проходивший по внутренним морям Советского Союза. Перед открытием навигации 1942 года начальник Главсевморпути, Иван Папанин, направил в Государственный комитет обороны специальную докладную записку, которой информировал руководителей страны о том, что этот транспортный маршрут задействован всего на треть от его возможностей.

По мнению известного и авторитетного полярника прибрежные моря Северного Ледовитого океана можно значительно более активно использовать как для каботажных, так и международных перевозок. Так появился ещё один ленд-лизовский маршрут — арктический.

И вот по нему — отдельно. Он из тех самых золотников, что дороги, несмотря на свою малость…

Автор статьи: неизвестный | Дата публикации: 00:57 25.03.2017 Comedaily.Ru




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Механическая противоугонная система для машины: надежно, сохранно и безопасно

Механическая противоугонная система для машин...


Вопрос безопасности транспортных средств, а также их защита от угона стоит еще с момента появления первых автомобилей. Поэтому, когда у Вас появляется авто, первым делом подумайте о ее безопасности. Н...


PageRank сайта, как он работает?

PageRank сайта, как он работает?


1. PageRank один из многочисленных методов используемых Google для определения релевантности и важности страницы сайта. 2. Google интерпретирует ссылку со страницы A на страницу B как голос A в польз...


Что нужно для эффективной работы в CRM-системе

Что нужно для эффективной работы в CRM-систем...


Как показывает практика, удобство работы с автоматизированной системой может напрямую влияет на производительность труда. Особенно это актуально для CRM-систем. Ведь в компании автоматизация процессов...


Автостекла SAINT-GOBAIN и XYG

Автостекла SAINT-GOBAIN и XYG


Автостекло это один из самых важных элементов автомобиля. Благодаря ему, на трасе вы остаетесь в безоасности и тишине. Поэтому нужно правильно выбирать себе автостекло. Поскольку выбор достаточно боль...


Обзор сиропов от кашля

Обзор сиропов от кашля


Отхаркивающих и противокашлевых средств на витринах в аптеках можно встретить много. Они бывают в виде таблеток, драже, пастилок, микстур, капель, эликсиров, сиропов… Все мы знаем, как протестуют и к...


Сертификация систем менеджмента качества: основные проблемы аудита.

Сертификация систем менеджмента качества: осн...


Сертификация систем менеджмента качества - необходимость сегодняшнего дня. Чтобы компания могла выйти на внешние рынки, подтвердить репутацию надежного партнера и заявить о качестве своего продукта, ...


Стоит прочесть

Липовая раскрутка сайтов

На данный момент Интернет по своей популярности и эфиктивности в области рекламы практически догнал телевиденье. Но в отличие от телевиденья здесь гораздо выше риск быть обманутым. В своей статье я хо...

Порошковая покраска: уникальные возможности

Порошковая покраска – особый процесс создания качественного покрытия, применяемый для ряда металлоизделий. Порошковая покраска позволяет получить покрытие, отличающееся не только исключительной декора...

Что нужно для успешного старта?

Здравствуйте, уважаемый читатель!Поздравляю! Вы приняли серьёзное решение стать успешным интернет бизнесменом. Жму Вам руку, коллега, - это правильное решение на все 100%!Для начала давайте познакомим...

Всегда молодая Barbi

Почти пятьдесят лет назад появление куклы Барби на свет вызвало головокружительный фурор. Уникальность этой куклы являлась в том, что она была похожа не на малыша, а на девушку. Глядя на куклу Barbie,...

Промоутеры- Увеличение продаж в условии кризиса

Где их найти? Подбором промоутеров, супервайзеров и проведением проммо – акций и занимается наша компания. У наших  менеджеров вы можете узнать, как подобрать промоутера и супервайзера, и где...

Кем может стать завтра сегодняшний безработный?

Остаться без работы и быть безработным — не совсем одно и то же. Так, для получения официального статуса безработного, помимо всего прочего, потребуется подтверждение ненужности ваших ...

Котельная установка является оптимальным решением

Котельная установка может обеспечить надежность и долговечность проводимой работы на должном уровне автоматизации, однако для этого следует учитывать ряд важных факторов при выборе соответствующего об...

Вкусные рецепты: Диетический очень вкусный салат,

Диетический очень вкусный салатНатираем на терке или измельчаем в блендере все ингредиенты, перемешиваем,даем немного постоять,чтобы появился сок и добавляем сметану. Перемешиваем.Готово! Для любителе...

Бумажные арт-кружева. Возродится ли снова ажурный

Помню, на южном солнечном пляже местный фотограф как-то вырезал мой профиль из роскошной бархатной бумаги. Мне было лет пять. Художник виртуозно работал острыми ножницами, я завороженно смотрела, как ...

Наращивание ногтей — довольно популярная и доступн

Наращивание ногтей — довольно популярная и доступная по цене процедура, которой успели воспользоваться и оценить ее преимущества миллионы женщин во всем мире! Почему же до сих пор можно довольно часто...

О информационном портале:

Наш портал является ресурсом, который включает в себя обширный список познавательных и отличных статей. Каждый гость отыщет для себя что-нибудь полезное. Современный дизайн позволяет вам моментально находить нужную информацию. Самые разнообразные тематические статьи дают возможность вам совершенствоваться в той или иной сфере. Быть более начитанным и грамотным. Современный дизайн сайта позволяет просматривать статьи на всех существующих планшетах. Теперь отыскать нужную информацию стало совершенно просто.

Мы собрали для вас информативные и интересные статьи. У нас сайте вы найдете ответы на интересующие вас вопросы. Простая система поиска позволяет вам в кратчайшие сроки отыскать нужную информацию. Адаптированный дизайн позволяет вам просматривать информацию на абсолютно любых гаджетах. Отныне, поиск требуемой информации будет занимать у вас секунды.