Андерс Цорн: в чём уникальность живописца?

«Цорн — какой-то баловень судьбы, которого природа наделила всем, о чем только может мечтать художник». И. Грабарь

Осенью 1897 года в Петербурге открылась одна из первых крупных выставок зарубежных художников в России — выставка скандинавской живописи конца XIX века. Это важное событие в культурной жизни столицы сопровождалось приездом на открытие экспозиции прославленного шведского живописца и графика Андерса Цорна.

Цорна в России знали задолго до посещения им Петербурга и Москвы. Его произведения, появившиеся на международных художественных выставках Парижа, Лондона, Мюнхена и Берлина в конце 1880-х годов, сразу же привлекли в себе внимание. В них русские мастера открыли редкое сочетание неподдельной естественности образов, созданных будто на едином дыхании, с точностью тщательно отработанного профессионального приема.

В конце XIX века живопись Скандинавии находилась на подъеме. Игорь Грабарь писал, например, о берлинской выставке 1896 года: «Северяне — шведы, норвежцы, датчане — сильнее всех. Они выдвинулись совсем недавно и успели не только заставить заговорить о себе весь художественный мир, но и вытеснить других, занять первенствующее место».

Центром берлинской выставки бесспорно являлся Цорн. Это был один из лучших знатоков формы, сумевший соединить с ней блестящий колорит. Между Цорном и русской художественной интеллигенцией установились творческие связи. Его парижскую мастерскую посещали организатор выставки скандинавского искусства в русской столице С. Дягилев, известный меценат С. Мамонтов, художник К. Коровин и другие. В России Цорна ждали с нетерпением и те, кто был знаком с ним лично, и те, кто судил о нем лишь по восторженным рассказам современников, будораживших воображение молодежи. Шумный успех его произведений на выставке, показательные сеансы в России, наглядно продемонстрировавшие виртуозное владение кистью, блеск его всемирной известности — все это привлекало к гостю всеобщее внимание.

В России его ждали яркие и интересные встречи с деятелями русской культуры. Но особенно сильное впечатление на Цорна произвело знакомство с П. Третьяковым и его знаменитым собранием живописи.

Цорн особенно любил работать на публике. Во время одного из показательных сеансов был написан портрет Саввы Мамонтова. Присутствующие художники вспоминали: «Цорн писал портрет какой-то огромной кистью, всего лишь тремя красками: черной желтой и белой».

Когда Мамонтов спросил Цорна, почему он не сделал на его пиджаке ни одной пуговицы, тот гордо бросил: «Я не портной, а художник». Эффектная фраза знаменитого «мэтра» всем очень импонировала и стала довольно известной в среде художников.

Размашистое письмо Цорна оставляло на вязкой живописной поверхности мощные и длинные, словно борозды, мазки. Он представлялся современникам чародеем, обладавшим редкой способностью в 1−2 сеанса создать сложный портрет без предварительных эскизов. Стремительное письмо Цорна привлекло внимание Б. Кустодиева, К. Сомова, Ф. Малявина, В. Серова. Их работы 1890−1900-х годов написаны широкими мазками в характерной гамме, основанной на серых, черных и буро-коричневых тонах.

Интерес художников к мастерству А. Цорна в 90-е годы XIX века не случаен. В это время на смену остросоциальной живописи передвижников приходят произведения, в которых преобладает иной взгляд на мир. Возрастает роль живописной формы: цвета, фактуры. В поисках нового слова в искусстве художники изучают классическое наследие, современный опыт зарубежных мастеров.

Кажущаяся внешняя легкость манеры Цорна сложилась в результате кропотливой работы серьезной школы в области рисунка и живописи. Большое значение сыграло 8-летнее пребывание в Париже. Шведский художник приехал во Францию в 1888 году, когда страсти, вызванные выступлением импрессионистов, участников Салона Отверженных, уже улеглись, и можно было трезво оценить достижения направления.

Выбрав мотив, Цорн изображал его в разнообразных техниках — сначала в офорте и акварели, а затем в масле. Работая над офортом, художник расставлял основные акценты, предельно сгущая штриховку в тени и оставляя почти нетронутой поверхность листа на участках освещения.

Это далеко не случайно. Свою деятельность после окончания Стокгольмской академии художеств Цорн начал как график. Увлечение акварелью связано с ранним лондонским периодом творчества. Постепенно появился интерес к искусству офорта, которым Цорн активно занимался в Англии в 1882 году по руководством шведского графика А. Хейга.

У Цорна своеобразная техника письма. Его офорты отличаются живописностью светотени. Острые росчерки штрихов, свободно покрывающие лист косыми лучами, как бы перекликаются с размашистой манерой Цорна-живописца. Его рисунки и картины не знают единой плавной линии. Изображение возникает из множества дробящихся штрихов, которые сгущаются в темных пятнах тени и рассеиваются в тончайших тональных переходах, обнажая белое поле листа. Оно то вспыхивает и рассыпается множеством бликов («В омнибусе»), то мерцает таинственным свечением уличного фонаря («Ночной эффект»), то растекается лавиной солнечного света, растворяющего контуры изображенных фигур («Дети»).

При ближайшем и внимательном рассмотрении произведений Цорна становится понятна цель его динамичной штриховки. Штриховка, которой мастерски владел Цорн, соответствовала его стремлению передать изображаемый мотив в динамике. Колкие штрихи, пересекающиеся под острыми углами в офорте «В омнибусе», словно призваны передать дребезжащий звук движущегося по мощеной дороге транспорта. Напротив, в портрете Розитты Маури штрихи делаются разреженными — и образное звучание произведения становится иным. Кисть Цорна как бы едва касается поверхности, покрывая ее тонкой сеткой косых росчерков, сквозь которую проступает смеющееся лицо молодой девушки. В графическом листе «Вальс» мелкие линии сливаются в динамичный вихревой поток.

В офортах импрессионистический дар Цорна нашел более полное воплощение, чем в живописных произведениях. При повторении офортных мотивов в технике масляной живописи изображение становилось уравновешеннее, и ощущение трепетной пульсации исчезало.

Графику мастера в России знали хорошо, многие его листы были приобретены петербургскими и московскими коллекционерами. Некоторые работы, и среди них офорт «Ночной эффект», были Цорном подарены К. Коровину в знак дружбы. В ответ на это Коровин преподнес ему несколько своих пейзажей, хранящихся ныне в художественном музее Цорна в городе Мора.


00:58 25.03.2017



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Сайты отзывов о недвижимости

Сайты отзывов о недвижимости

Сейчас в интернете становятся весьма популярны раличные сайты отзывов. Они позволяют перед приобретением какого-нибудь товара выяснить отзывы тех потребителей, которые уже приобрели его. Предположим, ...
Что такое: «мажется, но не масло»?

Что такое: «мажется, но не масло»?

В давние совейские времена бытовал такой анекдот. В одном НИИ ученые подрядились создать масло из экскрементов. И когда через год их спросили о результатах работы, они ответили, что добились боль...
Еще раз об экодомах

Еще раз об экодомах

В последние десятилетия в развитых странах происходит кардинальное переосмысление фундаментальных постулатов строительства зданий. Дома стали стремительно эволюционировать сразу в нескольких направлен...
Краткие сведения о Detroit Techno, особенности стиля

Краткие сведения о Detroit Techno, особенности стиля

Детройт -город двигателей. Внушительное число фабрик, которые специализируются в сфере автомобильной промышленности. В моментрассвета американской автомобильной промышленности они требовали многодешев...
Встречаем новый 2011 год в Праге.

Встречаем новый 2011 год в Праге.

Под новый год в Праге любому туристу можно насладиться сказочной атмосферой праздника католического рождества, рождественскими базарами, национальными блюдами чешскими сладостями и горячим вином на вс...
Обработка древесины сверлением

Обработка древесины сверлением

Сверление – способ механической обработки материала для получения в нем цилиндрических отверстий различной формы. Сверление производится сверлом по направлению оси вращения инструмента. Собственно, ос...
Интересное

Вкусные рецепты: булочки с корицей и изюмом, Сырны

булочки с корицей и изюмомзаранее(за полчаса) выкладываю дрожжи в пиалу,поливаю сверху 2-мя ст. ложк...

Модные очки защищающие от солнечных лучей в новом

Главное предназначение солнцезащитных очков в новом сезоне 2016 года – стильное и современное ...

Сколько «Царских ворот» на Дальнем Востоке? Память

Николай II, император России, был первым и единственным правителем великой страны, который пересек е...

Выбор аккумулятора

При выборе аккумулятора многие считают, что чем больше его емкость, тем лучше. Это могло бы быть так...

Домашний аудио-видео проигрыватель c HDD 160GB

Сегодня DVD диски вытеснили видеокассеты. На диск можно уже записать несколько фильмов и он конечно ...

О кондиционерах Mitsubishi Electric

Достоинства кондиционеров Mitsubishi Electric можно разделить на две категории. Первые скрыты под ко...

Современные оконные конструкции

Главными проводниками в который наряду с входными дверями являются качественные деревянные окна. От ...

Создать сайт? Почему нет?

Однажды прийдя в Интернет, побродив по сети, насмотревшись и начитавшись много чего интересного, пол...

Hyundai i30 – это автомобиль вашей мечты

Автомобиль Hyundai i30 является первым продуктом корейской компании Hyundai Motor, который относится...

Обязательная фумигация деревянной тары по принятым

Как известно, любая деревянная тара, которая используется для отправки товаров на экспорт, проходит ...



Развивая портал:

Наш портал является ресурсом, который включает в себя обширный список познавательных и отличных статей. Каждый гость отыщет для себя что-нибудь полезное. Современный дизайн позволяет вам моментально находить нужную информацию. Самые разнообразные тематические статьи дают возможность вам совершенствоваться в той или иной сфере. Быть более начитанным и грамотным. Современный дизайн сайта позволяет просматривать статьи на всех существующих планшетах. Теперь отыскать нужную информацию стало совершенно просто.

Мы собрали для вас информативные и интересные статьи. У нас сайте вы найдете ответы на интересующие вас вопросы. Простая система поиска позволяет вам в кратчайшие сроки отыскать нужную информацию. Адаптированный дизайн позволяет вам просматривать информацию на абсолютно любых гаджетах. Отныне, поиск требуемой информации будет занимать у вас секунды.