Какой вклад в автомобилестроение внес личный шофер русского царя?

Русский царь Николай II слыл среди европейских государей энтузиастом только народившегося автомобильного транспорта. Его родственники, британская королевская семья, все еще ездили в роскошных ландо, предпочитая запах лошадиного пота запаху бензина, а Николай Александрович уже имел в Царском Селе гараж и целый «табун» автомобилей.

Такой интерес к автомобилю в стране, где хороших дорог не существовало, удивлял. Вероятно, сказывалась наследственность. Известно, что его дед, царь Александр II, оказался самым первым человеком в мире, купившим «самобеглую коляску». Это был трехколесный экипаж с паровым двигателем, приобретенный в 1864 году у французского изобретателя Жана-Жозефа Этьена Ленуара.

В царский гараж отбирали автомобили большие и мощные. В Царском Селе и в Ливадии Николай II ездил на французских машинах «Делонэ-Бельвилль». Мощность каждого такого автомобиля была 70 л. с. На них стоял шестицилиндровый мотор гигантского даже по нынешнему времени объема 11. 846 литра. Несмотря на это, мотор «Делонэ-Бельвилля» был очень тихим. Все автомобили снабжались разными — для зимы и для лета — кузовами. В столице Николай II пользовался машиной с закрытым кузовом типа «лимузин». А в теплое время и в Крыму ему служил аналогичный автомобиль с открытым кузовом с тентом над пассажирским салоном. Позже такой облегченный и как бы спортивный тип автомобилей стали называть «торпедо».

На заводе во Франции эти машины собирали по именному заказу, специально для русского царя. На радиаторах у них значилось SMT. Это — первые буквы французских слов «Его Величество Царь» (Sa Majeste le Tsar). У царских автомобилей золотилось обрамление радиатора, надписи, корпуса фар и даже колесные колпаки. На дверях, естественно, красовались царские гербы.

В царскосельском и ливадийском гаражах были и другие автомобили представительского класса, в том числе знаменитый «Роллс-Ройс Серебряный призрак». В 1906 году по протекции князя Орлова во главе этого беспокойного хозяйства стал 28-летний гражданин Франции Адольф Кегресс (Adolphe Kegresse) (1879−1943). С 1904 года он работал в России, организовывая здесь автомобильную почту. С 1906 года А. Кегресс поселился в Царском Селе и стал техническим директором гаража царя Николая II, а после — личным шофером императора.

В 1908 году штат Царскосельского Императорского гаража насчитывал 26 человек, а через пять лет разросся уже до 80. Здесь работали лучшие шоферы и специалисты Петербурга. Они должны были не только мастерски управлять автомобилем, но также уметь их ремонтировать. А в особых случаях водители становились даже телохранителями своих пассажиров.

Российский снежный климат и плохое качество дорог заставили А. Кегресса заняться разработкой автомобилей повышенной проходимости. Его главным изобретением в этой области стал гибкий гусеничный движитель, одевавшийся на задние колеса автомобиля. Гусеницы сначала делали из толстого верблюжьего войлока, а позже — из резины. Передние колеса иногда ставили на лыжи. Первые испытания императорских вездеходов прошли зимой 1911 года. 31 мая 1914 года А. Кегресс получил на свое изобретение французский и российский патенты. Кегресс также первым назвал изобретенный им движитель словом, которое раньше применяли только в отношении насекомых: La chenille — по-французски «гусеница, червячок». Будучи переведенным, это слово прижилось и в русском языке.

С началом Первой мировой войны Адольф Кегресс находился при своем венценосном пассажире в ставке русской армии. По этой причине он даже получил звание прапорщика. А Путиловский завод начал выпускать по его проекту вездеходы для армии, в том числе и броневики на полугусеничном ходу «Остин-Путилов». На фронте эти броневики применить не успели. Ими воспользовались уже большевики во время Гражданской войны.

После Февральской революции Адольф Кегресс сдал все имущество царского гаража представителям Временного правительства, посадил жену и трех детей на автомобиль и уехал в Финляндию, откуда вернулся к себе на родину. Как показали дальнейшие события, это был весьма благоразумный поступок.

Адольф Кегресс был родом из небольшого городка Эрикур (Héricourt), который находится на востоке Франции в предгорьях Альп. Естественно, в этом городке все знали всех. Поэтому не удивительно, что в 1920 году текстильный фабрикант Жорж Швоб д’Эрикур (Georges Schwob d’Héricourt) представляет своего друга А. Кегресса известному производителю автомобилей А. Ситроену. А в одно из октябрьских воскресений 1920 года Кегресс продемонстрировал Ситроену возможности своего вездехода, покатав «патрона» по грудам песка на пустой стройплощадке завода в Сен-Дени.

Андре Ситроен со свойственной ему прозорливостью оценил значение изобретения А. Кегресса. Во время Первой мировой войны он был офицером-артиллеристом и по личному опыту знал, как беспомощны обычные машины в условиях бездорожья. А вездеходу дороги не нужны! Он может двигаться по снегу, по песку, по болотам! Военные оторвут его с руками!

Оценил А. Ситроен и возможности применения вездеходов в гражданской сфере. Например, в африканских и азиатских колониях Франции, где сеть шоссейных и железных дорог была очень неразвита.

Уже в 1920 году была создана компания «Ситроен-Кегресс-Энстен», которая начала заниматься разработкой гусеничного автотранспорта на основе десятисильных автомобилей «Ситроен B12». Эти разработки в дальнейшем сыграют большую роль в обеспечении автопробега автомобилей «Ситроен» через Сахару, по пустыням и джунглям Африки и по азиатскому бездорожью от Бейрута до Пекина. Эти автопробеги были совершены в конце 1920-х — начале 1930-х годов и привлекли внимание всего мира.

Фирма «Кегресс-Энстен» выпускала вездеходы до 1937 года. Эти машины использовались не только во французской армии, но также в армиях других государств: Бельгии, Чили, Великобритании, Нидерландов, Польши и Испании, а также в почтовой службе и на таможне.


21:12 24.03.2017



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Вкусные рецепты: Гороховый супчик, Золотые шарики с сыром., Салат "Шапка Мономаха"

Вкусные рецепты: Гороховый супчик, Золотые шарики с ...

Гороховый супчикГорох замочила, несколько раз промыла холодной водой. В мультиварку поставила на тушение 5 часов. Картофель почистила, порезала, в кастрюльку с водой. Лук порезала обжаривала на растит...
Вкусные рецепты: Салат с виноградом (вкусный и очень легкий), Блины а-ля "Шоколадница" ностальгические, Чахохбили из куры (неделя грузинской кухни у меня дома)

Вкусные рецепты: Салат с виноградом (вкусный и очень...

Салат с виноградом (вкусный и очень легкий)Лук порезать тонкими полукольцами и замочить в уксусе на 10 мин.(по мне - лучше в лимонном соке) Порезать или порвать листья салата, добавить виноград, листь...
Доски бесплатных объявлений

Доски бесплатных объявлений

   В последнее время довольно популярными стали доски объявлений в интернете - даже по телевизору рекламируют. Много их или мало, какая разница? Газет, которые принимают к публикации объявления, тоже ...
Монтаж отопления и водоснабжения: что важно учитывать?

Монтаж отопления и водоснабжения: что важно учитыват...

Грамотно сделанный монтаж отопления и водоснабжения является залогом комфорта. Однако при установке вышеупомянутых систем стоит учесть ряд факторов: К работам с оборудованием нужно подготовиться во в...
Дневники принцесс – выбор платья

Дневники принцесс – выбор платья

Платье для девочек – это что-то очень особенное, в частности, если это предшествует какому-то празднику или событию. Много платьев в гардеробе не бывает. Производители одежды тоже выделают платья из о...
В дебрях интернета

В дебрях интернета

Интернет-каталогиНередко для того, чтобы отыскать нужный сайт, пользователи обращаются к каталогам - например, Rambler Top100 (top. rambler. ru) или Bigmir Top25 (top. bigmir. net). Однако пользовател...
Стоит прочесть

Как заквасить капусту? Поэкспериментируем!

Нынче я для квашения капусты обычно использую трехлитровую пластиковую ёмкость. Очень удобно. Месяца...

Сертификация систем менеджмента качества: основные

Сертификация систем менеджмента качества - необходимость сегодняшнего дня. Чтобы компания могла вый...

Кондиционеры Mitsubishi Heavy Industries Ltd

За период своего более чем векового существования компания Mitsubishi Heavy Industries, Ltd. стала о...

Некачественный цемент

Вряд ли кто-нибудь в наше время может представить себе строительство зданий без применения такого ва...

Какую натуральную косметику купить: небольшая подб

Значительная масса средств по уходу за волосами и кожей содержит агрессивные вещества. А они негатив...

Преформы и ПЭТ бутылки: чем стоит купить тару из п

Пластиковая тара повсюду используется в многочисленных отраслях производства, выполняя функцию транс...

Автомобильная электроника: благо или потенциальная

Современный автомобиль без электроники — нонсенс. Умный кремний под присмотром хитрого пр...

Как обустроить кухню на свой вкус?

Кухня – особое пространство. Прежде чем красить стены и заказывать мебель, согласуйте свои эстетичес...

Недвижимость как важнейшая часть инвестиционной ст

Часто вложения в собственность являются менее рискованными и более стабильными, вследствие того, что...

Увеличение объема работ

Эффективным вариантом решения проблемы недостатка кадров в период финансовой нестабильности может ...



О портале:

Наш портал является ресурсом, который включает в себя обширный список познавательных и отличных статей. Каждый гость отыщет для себя что-нибудь полезное. Современный дизайн позволяет вам моментально находить нужную информацию. Самые разнообразные тематические статьи дают возможность вам совершенствоваться в той или иной сфере. Быть более начитанным и грамотным. Современный дизайн сайта позволяет просматривать статьи на всех существующих планшетах. Теперь отыскать нужную информацию стало совершенно просто.

Мы собрали для вас информативные и интересные статьи. У нас сайте вы найдете ответы на интересующие вас вопросы. Простая система поиска позволяет вам в кратчайшие сроки отыскать нужную информацию. Адаптированный дизайн позволяет вам просматривать информацию на абсолютно любых гаджетах. Отныне, поиск требуемой информации будет занимать у вас секунды.